Правовой комментарий был написан к статье "Камера смотрит в суд" о том, что Нижегородской области суд признал доказательством запись с видеорегистратора машины. При этом снимала камера не дорогу, а салон, в котором происходила любовная сцена. Своим решением суд обязал бывшую любовницу выплатить мужчине компенсацию за съемки их свиданий.
К сожалению, нормы, относящиеся к праву на неприкосновенность частной жизни, в российском законодательстве не систематизированы. Это обстоятельство - основная причина пробелов в правовом регулировании таких ситуаций. О политике, артисте или иной публичной фигуре можно безнаказанно распространять больше сведений, чем о бабушке из соседнего подъезда. Если человек, выбравший публичную профессию, готов на публике раздеваться в прямом или переносном смысле, то он не должен запрещать распространение и даже публикацию фото этих моментов, разве что может установить плату. Бабушка же в отличие от политика сама определяет, что ей считает своей тайной, а что - нет.
Из-за неопределенности самой сферы частных интересов в делах о нарушении неприкосновенности частной жизни многое остается на усмотрение суда.
В Гражданском кодексе установлен запрет таких действий без согласия лица, образ которого распространяется. Сам гражданин должен разрешить другому публиковать или иным образом передавать третьим гражданам свое лицо, если это лицо зафиксировано в приватной обстановке. Но тут среди юристов начинаются споры, что такое общественное место?
Квартира, дом, частный земельный участок - точно приватная территория. А образ водителя-хулигана в автомобиле на улице? Можно его в соцсеть выложить или нет? Я согласен с судом, что съемка кувыркания в машине из самой машины - это съемка на частной территории, а вот видео нарушителя, мелькнувшего в окне авто , полагаю, съемка в общественном месте.
Есть и еще одно спорное помещение в части его признания общественным. Это подъезды. В жилых домах повсеместно установлены видеокамеры. Цель - фиксация правонарушений, а не подглядывание за тем, кто к кому пришел. Территория подъезда, защищенная от свободного доступа не должна квалифицироваться в качестве общественного места.